В пустыне Судана нашли пещерные наскальные рисунки возрастом 5 тысяч лет со свидетельствами изменений климата – они изображают лодки и стада скота ранних людей, позже покинувших эти места под натиском пустыни и заселивших Египет. Об этом сообщает Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
Археологи обнаружили серию необычных наскальных рисунков в пещерах древней Нубии – в сердце самой жаркой области нынешней африканской пустыни. Они изображают лодки и стада скота – свидетельства счастливого периода водного изобилия здешних областей в древние времена. Это открытие проливает свет на изменение облика природы Северной Африки в результате климатического коллапса, случившегося около 5 тысяч лет назад.
С точки зрения археологии, древняя Нубия на территории современного Судана представляет не менее острый интерес, чем легендарные области Египта на севере. Экспедицию открывателей рисунков возглавляет Жюльен Купер (Julien Cooper), археолог из австралийского университета Маккуори (Macquarie University) в Сиднее. Он начинал свою карьеру в Египте, позже работал в Йеле и Оксфорде, а недавно организовал экспедицию, прошедшую на юг вдоль Нила с целью поиска и глубокого изучения древних нубийских памятников. Там ему и его коллегам, в том числе соавтору Дориану Ванхулле (Dorian Vanhulle) из Института средиземноморской и восточной культуры Польской академии наук, посчастливилось сделать неожиданное открытие.
Эта пара исследователей опубликовала в журнале Journal of Egyptian Archaeology статью об обнаружении редких – и весьма художественных для того времени – наскальных рисунков в пещере пустыни Атбай к востоку от города Вади-Хальфа на берегу Нила. Рисунки возрастом более 5 тысяч лет изображают крупный рогатый скот и большие лодки. «Есть много вопросов о движении народов и культур, которые хранит история нынешнего Судана, – говорит Купер в интервью изданию Cosmos. – Мы то и дело открываем свидетельства удивительного взаимодействия культур того же Ближнего Востока и Средиземноморья с культурами Африки. В Судане мы находим множество вещей, культурных традиций и обычаев, пришедших с севера из Египта, из Римской империи и империи Александра Македонского. Это взаимопроникновение культур было во все времена, и потому неудивительно, что эти нубийские наскальные рисунки изображают лодки тех конструкций, которые типичны для периода существования этой культуры в других местах за 4-3 тысячи лет до нашей эры».
Поскольку в то время не было недостатка в воде, местные племена разводили крупный рогатый скот на обильных пастбищах в плодородной долине Нила и ловили рыбу с лодок. Однако не может не удивлять, что эти свидетельства былого изобилия найдены более чем в 100 км от Вади-Хальфы, среди раскаленных песков совершенно безводных восточных пустынь Судана, где ныне в среднем, по официальным данным, выпадает круглый 0 (ноль) мм осадков в год. «Когда вы находите изображения лодок в самом сердце нынешней пустыни, ваш ум обуревает множество вопросов, – говорит Купер. – Тот ранний доисторический период практически не оставил нам свидетельств жизни и быта древних египтян или нубийцев, обитавших так глубоко в нынешней пустыне. А тем более о том, что здесь было такое изобилие воды и пастбищ, что племена строили лодки и пасли стада скота. Следует отметить, что найденные нами рисунки вырезаны весьма художественно и даже красиво, в отличие от прочих известных нам здешних образцов наскальной живописи в пустыне. Это может свидетельствовать о благополучии населения в то время – обитатели скальных убежищ, внутри которых мы нашли эти произведения искусства, явно благоденствовали и имели время и желание на изысканную наскальную живопись».
Хотя Купер и Ванхулле пока затрудняются объяснить скопление наскальных рисунков столь высокого художественного стиля именно в этом месте, они уверены в том, что здесь тогда были травяные луга и водоемы, способные в изобилии питать домашний скот. «Нам известно, что в среднем для благоденствия стад крупного рогатого скота требуется около 200-300 мм осадков [в год] как минимум, – говорит Купер. – А значит, мы имеем свидетельства о том, что климат в то время здесь раньше был намного благоприятней для выпаса скота и кочевого образа жизни».
Археологические экспедиции установили, что исчезновение так называемой «зеленой Сахары» началось примерно за 3 тысячи лет до нашей эры, то есть вскоре после того, как древние скотоводы и рыбаки сделали эти наскальные рисунки в пещерах, описанных Купером и Ванхулле. «Мы знаем, что засушливый климат пришел сюда из-за ослабления африканского муссона, – говорит Купер. – До наших дней сохранился тропический пояс Африки, который летом питают мощные муссоны, а в период до 3 тысяч лет до нашей эры этот пояс простирался гораздо дальше на север, практически до Египта».
Столица Судана Хартум находится примерно в 700 км к югу от Вади-Хальфа, места слияния Белого и Голубого Нилы. Ныне примерно здесь проходит верхняя граница пахотных земель Африки. Безводная пустыня, раскинувшаяся ныне от Хартума до Вади-Хальфы, сменила плодородные саванны, простиравшиеся по всей Африке к югу от Сахары 5 тысяч лет назад. Пустыню породило радикальное изменение климата, случившееся уже после того, как были высечены эти наскальные рисунки.
«Это была своего рода неолитическая революция в Нубии и Судане, – говорит Купер. – Я считаю, что это один из переломных моментов в мировой истории. До климатического коллапса сельское хозяйство позволяло людям процветать в здешних местах и основывать поселения и даже города. При большом количестве осадков в Зеленой Сахаре, древние нубийские культуры свободно расселялись значительно дальше вглубь материка от реки, чем это возможно при нынешнем состоянии климата и водостока Нила. Здешним неолитическим культурам повезло, что в период их появления в Северной Африке здесь гуляли муссоны и царствовал благоприятный влажный климат. Если бы они явились чуть позже, было бы очень трудно или даже невозможно разводить скот на значительном удалении от берегов Нила. В условиях нехватки воды и пастбищ у культур возникают проблемы скотоводства и земледелия в системе одной реки, обостряется конкуренция за пастбищные угодья. Все это, как мы знаем, происходило в более поздние периоды, когда возникло явное различие в образе жизни кочевых скотоводов в пустыне и земледельцев, заселивших берега Нила, чтобы выращивать зерновые культуры».
После сокращения и исчезновения муссонного влажного климата к северу от Хартума, местные племена были вынуждены тесниться к реке и продвигаться дальше на юг и север в попытке сохранить земледельческие методы ведения хозяйства. «Именно в этот период и возникают древнеегипетские и нубийские государства примерно за 3 тысячи лет до нашей эры, – говорит Купер. – И теперь нам понятно, что это не случайность. У нас теперь есть все основания считать, что резкие изменения климата вынудили местные неолитические культуры к миграции. Так и возникли известные демографические и миграционные потрясения, в результате которых и появилось египетское государство».
Изображение: Atbai Survey Project.