Израильские археологи нашли редкий финикийский кулон среди останков сооружения периода Первого Храма в Иерусалиме, что может свидетельствовать о связях между древними израильтянами и финикийской цивилизацией, чьи торговые корабли когда-то курсировали по всему Средиземноморью, сообщает израильское издание Haaretz.
Крошечный драгоценный кулон, изготовленный из сплава золота и серебра, известен как кулон-корзина. По словам экспертов, артефакты такого типа обычно находили в колониях и торговых постах, основанных финикийцами по всему древнему миру.
Размером всего 4 х 4 х 2 миллиметра, то есть меньше десятицентовой монеты, кулон имеет форму коробочки с двумя перекрещивающимися ручками, вокруг которых намотана тонкая золотая нить, которая, вероятно, прикрепляла ее к серьге.
Эксперты сходятся во мнении, что это явно финикийский предмет. Но он был найден явно не в финикийском контексте, а именно, по словам первооткрывателей, в большом общественном сооружении в Офеле, районе прямо под Храмовой горой в Иерусалиме.
Крохотный артефакт был обнаружен в 2012 году путем просеивания отложений, обнаруженных при раскопках Офеля под руководством покойной доктора Эйлат Мазар, израильского археолога и крупного деятеля в научном лагере, который поддерживает историчность библейского повествования.
В археологии нет ничего необычного в том, что находки, особенно такие крошечные, как этот кулон, томятся на полке, пока кто-нибудь не осознает их важность. Мазар умерла в 2021 году, но ее концепцию переняли ее ученики, в частности Институт библейской археологии Армстронга, организация, поддерживаемая евангелистами США и выступавшая партнером в раскопках Офеля.
Институт объявил об открытии кулона-корзины только в воскресенье, 25 февраля 2024 года, на открытии масштабной выставки под названием «Открытое Царство Давида и Соломона».
Выставка, которая продлится до января 2025 года, развернута в Эдмонде, штат Оклахома, в аудитории колледжа Герберта Армстронга. Это частное учреждение, спонсируемое Филадельфийской Церковью Бога, предлагает учебную программу, «основанную на христианской Библии, а ее образовательная цель основана на Священном Писании».
Выставка в колледже Армстронга, демонстрирующая около 50 артефактов, недавно обнаруженных в Израиле, в основном предоставленных во временное пользование Израильским управлением древностей и Израильским музеем, предлагает «раскрыть монументальный характер объединенной [израильской] монархии во времена правления царей Давида и Соломона».
На самом деле, существование этого царства вовсе не является непреложным фактом, а, пожалуй, самым горячо обсуждаемым вопросом в библейской науке и археологии, не говоря уже о его природе.
В целом, большинство ученых в последние десятилетия признали, что в Иерусалиме или по всему Израилю мало или совсем нет свидетельств существования той великой империи, которую Библия приписывает Давиду и Соломону. По мнению ученых, критикующих Библию, эти цари вполне могли быть историческими фигурами, но они могли быть не более чем племенными вождями, правившими крошечным Иерусалимом и зарождающимся Иудейским царством.
Действительно, Иудейское царство исторически засвидетельствовано наряду с его более могущественным северным соседом, Израильским царством. Но великая «объединенная монархия» Израиля и Иудеи была лишь более поздним вымыслом иерусалимских писцов, написавших Библию спустя столетия после того, как жили Давид и Соломон, с цель их возвеличения, утверждают исследователи, критически воспринимающие Библию.
Но растет и число тех исследователей – иногда поддерживаемых религиозно или идеологически мотивированными покровителями, – которые указывают на некоторые недавние находки как на свидетельство того, что объединенная монархия Давида и Соломона действительно существовала, и что библейское повествование об этом периоде исторически достоверно.
Недавно обнаруженный кулон был немедленно задействован в этих усилиях и представлен как подтверждение правдивости библейской истории о Хираме, царе Тира, одного из самых могущественных финикийских городов-государств, который первым послал рабочих и кедровое дерево, чтобы помочь Давиду построить свой дворец (2 Царств 5:11), а затем для поддержки строительства Соломоном Первого Храма.
«И послал Хирам, царь Тира, слуг своих к Соломону, ибо слышал, что помазали его в цари в комнате отца его, ибо Хирам всегда любил Давида» (3 Царств 5:1).
Подвеска-корзина представляет собой явное археологическое свидетельство присутствия финикийцев в Офеле, царском квартале Иерусалима, в X веке до нашей эры, когда, как полагают, Соломон построил Храм, говорит Брент Нагтегаал, археолог из Института Армстронга, который руководил идентификацией драгоценности.
«Она напоминает о временах единой монархии, когда Израиль и Иудея были объединены под властью единого царя, правившего из Иерусалима», — написал Нагтегаал в статье для института. В ней рассказывается о «времени, когда финикийцы с ливанского побережья сотрудничали с этим царем в его самых важных строительных проектах в столице».
Предыдущие находки из Офеля, включая архитектурные элементы, указывают на финикийское культурное влияние на Иерусалим, но наличие такого «личного предмета» указывает на более глубокую и прямую связь, говорит Нагтегаал.
Первая проблема здесь заключается в том, что сырье и артефакты в древнем мире широко распространялись посредством международной торговли, и их первоначальным владельцам не было необходимости путешествовать с ними. Медь из идумеянских рудников в долине Арава, на территории современного юга Израиля и Иордании, экспортировалась в Египет и Грецию – но это не означает, что идумеи совершали этот путь. Римские монеты были привезены в Индию посредниками и торговцами, поскольку римские легионы никогда не ступали на субконтинент.
Это особенно относится к финикийцам, культуре, которая базировалась во многих городах-государствах вдоль побережья современного Ливана и северного Израиля. Они создали обширную торговую империю, простиравшуюся вплоть до западного Средиземноморья, как отметил (с некоторой враждебностью) греческий поэт Гомер в стихе из «Одиссеи»: «Туда прибыли финикийцы, люди, прославившиеся своими кораблями, жадные негодяи, привезшие на своем черном корабле бесчисленные безделушки». (Гомер, Одиссея, 15:415).
Мы не можем исключить, что кулон попал в Иерусалим через торговлю, а не был надет (и потерян) настоящим финикийским рабочим, но это маловероятно, утверждает доктор Амир Голани, археолог из Израильского управления древностей и эксперт по украшениям периода Первого Храма.
«Даже в большей степени, чем сегодня, украшения в древнем мире — это не просто украшения, это еще и способ передать информацию обо мне, моей религии, этнической принадлежности или идеологии», — говорит Голани, принимавший участие в исследовании кулона Офеля.
При этом подвески-корзины находят по всему Средиземноморью в местах, где финикийцы основали свои колонии, где они физически присутствовали, рассказал он газете Haaretz в телефонном интервью. Они представляют собой миниатюрную копию известного культового объекта, переносного святилища, сделанного из коробки с ручками, в которой обычно находилась статуя Ваала или другого ханаанского божества, культуры, от которой произошли финикийцы.
Следовательно, эти предметы имели религиозное значение для финикийцев и, возможно, использовались для демонстрации их идентичности, точно так же, как многие евреи сегодня носят «звезду Давида», говорит Голани. Поэтому имеет смысл заключить, что кулон носили настоящие финикийцы, считает он.
Возможно, это и так, и финикийцы могли присутствовать в Иерусалиме, но второй большой вопрос: когда?
Мазар была непреклонна в том, что большие здания, которые она раскопала в Офеле, датируются 10 веком до нашей эры, то есть временем Давида и Соломона. Но существуют широкие разногласия по поводу датировки этих структур. Многие исследователи, в том числе некоторые из учеников Мазар, говорят, что они восходят только к девятому или восьмому векам до нашей эры, отмечает профессор Арен Маейр, археолог из Университета Бар-Илан, который руководит раскопками в филистимском городе Гат.
Это сделало бы постройки Офела слишком поздними, чтобы принадлежать ко времени Давида и Соломона, и поставило бы их прямо в первые дни бытия Иудейского царства.
«Было бы слишком легко отмахнуться от этого как от дебатов между религиозными фундаменталистами и противниками Библии, но даже в центре существуют разногласия по этому вопросу», — говорит Маейр.
В период Первого Храма в Офеле велось большое количество строительных работ, но эти сооружения датируются в основном восьмым и седьмым веками до нашей эры, говорит профессор Исраэль Финкельштейн, археолог из Тель-Авивского и Хайфского университетов, который является одним из ведущих специалистов в лагере скептиков. Связи между Иерусалимом и Финикией определенно существовали, но в последующие столетия, утверждает Финкельштейн.
Как и во многих случаях в Библии, история о Хираме из Тира, отправившем рабочих в Иерусалим, кажется анахронизмом, поскольку библейские писцы проецируют назад во времени людей и события из более поздних времен, говорит Исраэль Финкельштейн.
«У нас нет внебиблейских свидетельств существования царя Хирама во времена Давида и Соломона», — говорит Финкельштейн. — «Это «телескопизация» реальности восьмого века до нашей эры, поскольку исторический Хирам упоминается Тиглатпаласаром III, царем Ассирии, в 738 году до нашей эры».
В то же время, Нагтегаал, археолог Института Армстронга, утверждает, что кулон был найден в слое, датируемом 10-м веком до нашей эры по керамическим свидетельствам, и что данные на этот счет появятся в следующем отчете о раскопках Офеля.
Но не только датировка стен, внутри которых был найден кулон, вызывает скептическое удивление, но и сама драгоценность. Эти серьги-корзины действительно известны из финикийских памятников, от Израиля до побережья Атлантического океана, но датируются они седьмым-шестым веками до нашей эры, отмечает профессор Бенджамин Сасс из Тель-Авивского университета.
Фактически Голани, археолог IAA, поддержавший исследование кулона Офеля, написал то же самое в своем монументальном опусе «Ювелирные изделия из Леванта железного века». Однако он добавляет, что ранние формы этих драгоценностей, или «прототипы», были найдены в Леванте и датированы еще XI-X веками до нашей эры.
Да, эти прототипы более громоздкие и менее изысканные, чем изящный кулон Ophel, признает Голани. Проблема в том, что у нас так мало этих драгоценностей, что трудно проследить их эволюцию, а изделие из Иерусалима может представлять собой промежуточную форму между более ранними прототипами и более поздними формами, которые распространились вместе с финикийскими колонистами по всему Средиземноморью, говорит он.
Возможно, это и так, но здесь стоит отметить, по словам астронома Карла Сагана, что «экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств». До сих пор доказательства того, что этот крошечный золотой кулон может подтвердить историчность библейской истории о союзе Соломона с финикийцами, довольно скудны и далеки от экстраординарных.
Дальнейшие исследования могут предоставить больше доказательств, но, возможно, в конце концов, мы все равно сможем сказать только то, что где-то в период Первого Храма, возможно, в 10 веке до нашей эры или пару столетий спустя, этот крохотный драгоценный предмет выпал из чьего-то уха в Иерусалимском здании. Это было важно для человека, который его носил. Для них это что-то значило, и в его создание и приобретение было вложено много усилий и инвестиций. Он по-прежнему сияет ярко и красиво. И, возможно, этого будет достаточно.
Фото: Kassandra Verbout, Reese Zoellner, Harley Breth / AIBA.