Разработка новой символики Российской Федерации была начата еще в 1990 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1990 г. № 487 «Об организации работы по созданию Государственного флага и Государственного герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» образована специальная комиссия с целью представления в Совет Министров РСФСР в трехмесячный срок проектов флага и герба. Комиссию возглавил заместитель председателя Совета Министров РСФСР Н.Г. Малышев, в ее состав входили министр иностранных дел РСФСР А.В. Козырев, министр юстиции РСФСР Н.В. Федоров, министр культуры РСФСР Ю.М. Соломин, председатель Комитета по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Роскомархив) Р.Г. Пихоя, писатель В.Г. Распутин, космонавт С.Е. Савицкая, историки Е.И. Каменцева, В.А. Артамонов и другие.
1 декабря 1990 г. на заседании комиссии Роскомархиву и Министерству юстиции РСФСР было поручено разработать концепцию новых государственных символов. Союзу художников на основании концепции представить план-задание на создание эскиза проекта герба и положение об учреждении конкурса. Государственному комитету СССР по науке и технике предстояло провести социологическое исследование общественного мнения по внесенным вариантам эскизных проектов. Проекты, получившие одобрение комиссии, предполагалось опубликовать в СМИ для всенародного обсуждения. Премиальный фонд конкурса составил 100 тысяч рублей (ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 488. Л. 3–4). Предложение об открытии счета для сбора добровольных взносов на финансирование работы по изменению государственной символики не было поддержано комиссией (ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 4 Д. 602. Л. 4, 5–11).
Представленные на конкурс изображения должны были соответствовать одному из следующих критериев: 1) сохранение и некоторая модернизация советских символов в изображении герба; 2) создание принципиально нового изображения; 3) возврат к традиционной российской геральдической символике. Обязательным требованием значилось отсутствие в изображении атрибутов, разделяющих народ по какому бы то ни было признаку.
После объявления в СМИ конкурса в Верховный Совет РСФСР начали поступать письма с различными идеями гербового изображения, принадлежавшими как профессиональным художникам, так и рядовым гражданам различного возраста, социального статуса и образования.
В одном из писем 15-летний подросток из Ленинградской области С.Я., «глубоко занимающийся политикой и экономикой всех стран, но особенно России», как он сам себя охарактеризовал (ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 4. Д. 602. Л. 14), внес несколько предложений. В его редакции название демократического государства должно было звучать как Российская Федеративная Республика (РФР). Столицей нового государства он видел Санкт-Петербург. К письму автор приложил два варианта герба. На одном из них – на голубом фоне, в окружении еловых ветвей, изображены 32 звезды, по числу АССР, областей и округов. В основании композиции располагался сине-зелено-красный флаг. На втором варианте – вместо звезд изображена карта РФР и солнце – символ светлого будущего.
Художник-пенсионер из Казахстана Н.А. принципами, на основе которых должно развиваться Российское государство, видел суверенитет и демократию. В центре его эскиза – гордый орел в лучах восходящего солнца. Шестеренки и колосья символизируют подъем промышленности и сельского хозяйства. Восьмиконечная звезда освещает путь к счастливой жизни России.
Житель Владимирской области С.У. объединил в своем изображении элементы советской и имперской геральдики: звезду – символ Красной армии, серп и молот – символ единства рабочих и крестьян, национальный флаг, восходящее солнце и двуглавого орла.
Некоторые авторы использовали христианскую символику – кресты, купола (венчающие голову двуглавого орла), черты православной иконографии (видоизмененный богородичный образ, обрамленный колосьями, обвитыми флагом, символизирующим Российскую Федерацию) и даже дихотомическую символику китайской философии (инь и янь).
Женский образ, олицетворяющий Россию, фигурирует на нескольких изображениях, участвовавших в конкурсе.
В.Р. из Курганской области сделал попытку изобразить на гербе дары российской природы. В надежде на мирное светлое будущее авторы меняли изображение орла на голубей, лебедя, двуглавого петуха, предлагали на геральдическом щите поместить животных – медведя и оленя.
Министерство культуры РСФСР привлекло к проекту более 20 профессиональных художников. Геральдический художник В. Егоров предложил свой вариант герба: черный орел в золотом поле, на крыльях которого располагаются гербы Санкт-Петербурга, Сибири, донского и кубанского казачества, Вологды, либо – как альтернатива – орел с гербом Москвы на груди.
Помимо устоявшегося исторического символа власти – орла, авторы предлагали варяжский щит и трезубец. Г.Я. Терешонок представила изображение герба с языческой заклинательной символикой ростка – символа жизни. Таким образом была предпринята попытка прекратить идеологические споры.
Проекты, рассмотренные в конце января – начале февраля 1991 г. на заседаниях круглого стола по вопросам символики под председательством Р.Г. Пихои, были названы эклектикой и признаны неудовлетворительными для того, чтобы стать символом России. Художникам рекомендовано продолжить работу в тандеме с учеными, владеющими знаниями о геральдике и истории символики российского государства.
Заместителем директора Эрмитажа по научной работе Г.В. Вилинбаховым была подготовлена историческая справка, в которой говорилось, что изображение орла восходит к истории Древнего Египта как символу соединения Мидийского и Ассирийского царств в VII–VI вв. до н.э., а в XIV в. золотой орел на красном фоне украшал государственные регалии Византии.
Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Роскомархива от 13 сентября 1991 г. в Совет Министров РСФСР были внесены проект описания герба – двуглавого орла – и доработанные эскизы герба художников Б.К. Мирошина, Б.К. Бабушкина, В.А. Похалецкого, Г.Я. Терешонок. Комиссия по национальной символике Верховного Совета РСФСР отвечала на письма граждан – авторов нового изображения герба и направляла присланные эскизы гербов на рассмотрение в Роскомархив.
После обсуждения ни один проект, представленный на конкурс государственной символики, не стал победителем, однако предложения участников помогли создать образ принятого ныне изображения Государственного герба Российской Федерации. Ведущий художник Эрмитажа Е.И. Ухналев выполнил несколько вариантов двуглавого орла, прежде чем первому Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину был представлен окончательный вариант прорисовки эскиза Государственного герба Российской Федерации.
Современное изображение российского герба – золотой двуглавый орел на красном геральдическом щите (художник Е.И. Ухналев) утверждено Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 2050 от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации».
8 декабря 2000 г. Федеральный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 20 декабря и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 25 декабря 2000 г.
Текст: К.М. Гринько, Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).
Заглавное изображение из открытых источников.