В Москве на площадке Университетского храма МГИМО под председательством ректора МГИМО А.В.Торкунова состоялось расширенное заседание Центра патриотического воспитания МИД России.
Член Совета Ассоциации российских дипломатов Б.И.Медведев выступил с докладом «Профориентационная работа со школьниками по развитию компетенций и культурно-нравственных качеств международника-профессионала», в котором говорится об опыте работы по формированию у детей качеств, позволяющим им состояться в профессии специалиста-международника и правильно понимать национальные интересы своей страны, уметь занимать четкую позицию по их защите.
В докладе подчеркивается, что сегодняшние школьники уже в недалёком будущем будут отвечать за судьбы России, её экономическое и культурное развитие, сохранение окружающей среды и военную безопасность. Не исключение в этом смысле и международные отношения. Поэтому не случайно, выступая в конце февраля 2023 г. на совещании с главами территориальных органов – представительств МИД России в регионах, Министр иностранных дел России С.В.Лавров поставил задачу усиления работы с молодёжью, особенно интересующейся внешнеполитической проблематикой.
Детское общественное движение «Дипломаты будущего», действующее под эгидой АРД, охватывает в настоящее время интересующихся международными отношениями школьников из более чем двадцати пяти регионов нашей страны от Калининграда до Владивостока и Камчатки, от Салехарда до Хакасии и Кавказа. Изначально оно не задумывалось как профориентационное, но стало им, по сути, так как вся его деятельность фактически направлена на приобретение «юными дипломатами» новых знаний и компетенций, необходимых для овладения специальностью международника.
Как это происходит? На клубном уровне через внеклассное получение школьниками знаний в области истории и современных проблем международных отношений, углублённое изучение иностранных языков, знакомство с дипломатическим этикетом и протоколом. В ходе крупных мероприятий, а их проводится немало – только в этом году «юные дипломаты» приняли участие в молодёжном социально-экономическом форуме «Россия уникальная. Перспективы развития национальных приоритетов» в Гостином дворе, «Международном Арктическом форуме» в Салехарде, «Всероссийском образовательном форуме юных дипломатов» в Центре знаний «Машук» в Пятигорске (по 120 – 150 человек в каждом), побывали с экскурсионно-познавательными целями в Узбекистане, Монголии, на Камчатке, в Санкт-Петербурге и др. Для школьников организуются тематические интеллектуальные и ролевые игры по типу «Что, где, когда», «Модели ООН», «Своя игра» и т.п.
Во время этих мероприятий школьники слушают лекции, для них устраиваются мастер-классы, которые проводят опытные наставники: ветераны дипломатической службы и действующие дипломаты, учёные, специалисты по тем или иным вопросам, включённым в программу. Обычно это серьёзные проблемы, причём связанные не только с внешней политикой и международными отношениями, но, к примеру, с экологией, экономическим развитием страны и т.д.
Неизменной традицией Движения «Дипломаты Будущего» стало возложение цветов к Мемориалам воинской славы и Вечному огню в тех местах, где проводятся мероприятия, часто с участием представителей местных властей и ветеранских организаций. О большом эффекте этого для патриотического воспитания говорить излишне.
Что даёт школьникам участие в образовательной программе «Дипломаты Будущего» в плане их профессиональной ориентации и формирования культурно-нравственных качеств? Прежде всего, развитие личности через возможность общаться с высококвалифицированными наставниками, имеющими огромный дипломатический и/или научный, да и просто жизненный опыт, обсуждать с ними волнующие их проблемы, получать новые знания и компетенции, иными словами, дополнительно развиваться за пределами школьной программы. Второй момент связан с формированием у них культурного кода, привычки к грамотной речи, умения достойно вести себя в различной обстановке, уважительного отношения к старшим и т.д. – все те качества, без которых не может быть международника – профессионала, одной из главных задач которого будет умение отстаивать национальные интересы Родины.
Важная составляющая Движения – социализация школьников не посредством соцсетей, а через личные контакты, многие из которых затем перерастают в многолетнюю крепкую дружбу. Получают члены Движения и опыт общения со своими зарубежными сверстниками. Активными участниками практически всех мероприятий являются юные дипломаты из Ташкента и Республики Беларусь. Успешно развиваются контакты со школьниками из Сербии, Алжира, греческого города Патры, французского Страсбурга, даже несмотря на то, что они были осложнены сначала пандемией ковида, а затем международной обстановкой.
Следует отметить, что Движение «Дипломаты Будущего» находит не только понимание его важности, но и конкретную поддержку на высоком государственном уровне. Юных дипломатов рады видеть в МИД России, МГИМО и Дипломатической академии. Для них открыты корабли Тихоокеанского ВМФ. С.В.Лавров, несмотря на свою огромную занятость, нашёл время пообщаться со школьниками из Норильска и Хакасии, регулярно направляет тёплые приветствия участникам проводимых Движением мероприятий. А что значит для школьника из отдалённого от столицы региона, да даже и из Москвы, лично увидеться с Министром иностранных дел, пожать ему руку и задать вопрос. И даже неважно кем в будущем станут дети – такие эмоции сохраняются на всю жизнь, а подчас и задают вектор её развития.
Конкретное знакомство с различными регионами России даёт возможность понять на практике не только размер её территории, но уникальность природы различных регионов, национальные особенности населяющих их народов, всё то, что делает Россию государством - цивилизацией со своими собственными ценностями и национальными интересами, которые и предстоит защищать будущим международникам.
Фото: София Марзоева (4 МЖ). МГИМО Университет МИД России.
Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.