В Самарском областном художественном музее открылась первая в Самаре масштабная ретроспективная выставка Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939) из собрания Государственного Русского музея. Она приурочена к 145-летию художника и 50-летию образования Самарского художественного училища, носящего имя Петрова-Водкина. В состав выставки вошли 60 произведений живописи и графики выдающегося мастера отечественного изобразительного искусства ХХ века, относящиеся к различным периодам его творчества.
Самара сыграла особую роль в творческом становлении мастера. Петров-Водкин приехал сюда из родного Хвалынска. Уже пробовавший писать иконы и пейзажи масляными красками юноша оказался в классах живописи и рисования Федора Бурова. Здесь Петров-Водкин получил первые представления о классическом рисунке, перспективе, теории цвета, познакомился по фотографиям и гравюрам с творчеством профессиональных художников.
В церемонии открытия приняли участие министр культуры Самарской области Ирина Калягина, директор ГБУК «Самарский областной художественный музей» Алла Шахматова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – XXI вв. Государственного Русского музея Ольга Мусакова, заместитель директора ГБУК «Самарский областной художественный музей» Татьяна Петрова, внучка Кузьмы Петрова-Водкина Зинаида Барзилович, председатель Самарского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Дмитрий Мантров.
Произведения, связанные с родным городом мастера, можно увидеть на экспозиции. Это пейзажи («Окрестности Хвалынска», около 1909), портреты членов семьи Петрова-Водкина («Портрет матери художника», 1909). Парижский период художника второй половины 1900-х представлен, в частности, картиной «Кафе» (1907 (8?)). Яркой страницей в жизни мастера стало путешествие по Северной Африке в 1907-м. Там, по признанию самого Петрова-Водкина, он «почти забыл… серые краски» («Поцелуй», «Негритянка»).
В золотой фонд отечественного искусства вошли произведения символистского периода художника. Это представленные на выставке полотно «Юность» (1913), этюды для картин «Сон» (1910), «Играющие мальчики» (1911), «Купание красного коня» (1912). Влияние древнерусской иконописи, характерное для творчества Петрова-Водкина этого периода, заметно в этюде для картины «Мать» (1912). В конце 1910-х также создаются выдающиеся произведения, среди которых знаменитый автопортрет мастера (1918).
Летом 1921 года Петров-Водкин в составе экспедиции Академии истории материальной культуры выезжал в Самарканд. Поездка запечатлена не только в живописи («Шах-и-Зинда. Самарканд», «Голова мальчика-узбека», обе – 1921), но и в литературном творчестве мастера («Самаркандия», 1923). К числу самых значительных работ на выставке относятся портреты 1920-х – «Девочка на пляже» (1925), «Девушка в сарафане», «Девушка у окна» (оба – 1928). Петров-Водкин является одним из самых известных отечественных мастеров натюрморта, что нашло отражение в экспозиции («Натюрморт (с женской головкой)», «Фрукты на синей скатерти», оба – 1921, «Яблоко и лимон», 1930).
Среди произведений Петрова-Водкина 1930-х выделяется большое полотно «Весна» (1935), на котором двое влюбленных как будто парят над деревенским миром. Оно знакомит зрителя с характерной сферической перспективой в творчестве художника, его своеобразным «космизмом».
Выставка продлится до 28 января 2024 года.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.
Участники событий и другие указанные лица: