Польская археологическая миссия, проводившая раскопки в Судане, обнаружила средневековую гробницу. Внутри нее были найдены останки человека, на теле которого имелась так называемая христограмма.
Об открытии сообщает Live Science со ссылкой на заявление Польского центра средиземноморской археологии (PCMA) при Варшавском университете. Его сотрудники проводят раскопки на территории Судана, в том районе страны, где в древности располагалось могущественное государство Нубия. Исследования проводятся в районе Газали. Ранее там было найдено средневековое кладбище, действовавшее при монастыре.
В ходе раскопок была обнаружена гробница возрастом около 1300 лет. Внутри находились останки человека, вероятнее всего, мужчины. Радиоуглеродное датирование показало, что он жил в период между 667 и 774 годами нашей эры. В то время христианство было основной религией в районе исследования. На момент смерти этому человеку, вероятно, было от 35 до 50 лет. Ученых заинтересовала татуировка, украшавшая его правую ногу. Она представляет собой то, что ученые называют символом "Хи-Ро", а также греческие буквы "альфа" и "омега". Кстати, это всего лишь второй случай, когда была найдена подобная татуировка времен средневековой Нубии.
Эксперты говорят, что такой тип татуировки является ссылкой на Иисуса Христа. Символ "Хи-Ро" объединяет греческие буквы "хи" и "ро", образуя аббревиатуру "Христос". Считается, что она появилась около 324 года нашей эры, когда Константин стал императором Римской империи. Буквы "альфа" и "омега" являются первой и последней буквами греческого алфавита. Они символизируют христианскую веру в то, что Бог является началом и концом всего.
"Расположение татуировки на правой ноге интригует, поскольку во время распятия Христу, возможно, в это место вбили гвоздь, - говорится в пояснении Роберта Старк, биоархеолога из PCMA, и Кари Гильбо, биоархеолога из Университета Пердью в Индиане. - Хотя татуировка указывает на то, что этот человек был христианином, пока неизвестно, был ли он монахом. Этот человек похоронен не на том же кладбище, что и монахи из рядом стоявшего монастыря, а на общем кладбище, которое, вероятно, использовалось жителями близлежащих поселений".
Текст: Денис Передельский.
Изображение: Kari A. Guilbault. PCMA.