9 августа (28 июля по старому стилю) 1823 года шлюп Российского императорского флота «Предприятие» вышел в кругосветное плавание. Экспедиция положила начало систематическим географическим и океанографическим наблюдениям в Атлантическом и Тихом океанах, была отмечена многочисленными открытиями и научными исследованиями.
Шлюп «Предприятие» был заложен 22 ноября 1822 г. на Охтинской верфи, его постройкой руководил помощник корабельного мастера подполковник А.А. Попов, по конструкции был схож с двумя ранее построенными на Охтинской верфи судами – шлюпами «Камчатка» (1817) и «Восток» (1818). Однако новое судно было немного тяжелее, его водоизмещение составило 1040 тонн. При постройке Попов применил ряд новшеств. Так, в целях предохранения строящегося шлюпа от сырой петербургской погоды над местом постройки была возведена крыша. Перед спуском корпус судна на стапеле был обшит медью, чтобы предотвратить процесс гниения деревянного корпуса при длительном пребывании в тропических водах.
По окончании постройки корабль, вооруженный 24-мя пушками 6-фунтового калибра, 9 июня 1823 г. был приведен на Кронштадтский рейд. Пока шло строительство, морское ведомство занималось подбором экипажа и снаряжением научной части экспедиции. Руководство подготовкой осуществлял контр-адмирал И.Ф. Крузенштерн.
В процессе подготовки экспедиции планы ее осуществления неоднократно изменялись. Решено было, что «Предприятие» доставит грузы для Петропавловского и Охотского портов, в течение года будет осуществлять крейсерство у берегов Русской Америки, а по пути следования займется научными исследованиями преимущественно в тропической части Тихого океана.
Командиром был назначен опытный моряк, капитан-лейтенант Гвардейского экипажа Отто Евстафьевич Коцебу. В 1803–1806 гг. он принимал участие в Первой русской кругосветной экспедиции в качестве волонтера, в 1815–1818 гг., уже в звании лейтенанта, командовал бригом «Рюрик», снаряженным в экспедицию на средства графа Н.П. Румянцева с целью поисков северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический.
В состав команды нового корабля вошли лейтенант Гвардейского экипажа Н. Римский-Корсаков, лейтенанты 18-го флотского экипажа Т. Кордюков, П. Барташевич, Н. Пфейфер, мичманы Е. Екимов, А. фон Моллер, В. Головнин, граф Л. фон Гейден, П. Муравьев, С. Вукотич, П. фон Моллер, иеромонах Александро-Невской лавры отец Виктор. Строевая и артиллерийская команда шлюпа была сформирована О. Коцебу из состава 37-го флотского экипажа в Ревеле. Всего команда шлюпа «Предприятие» составила 120 человек.
Научный состав экспедиции включал студентов Дерптского университета: астронома В. Прейса, физика Э. Ленца, минералога Э. Гофмана. Все они впоследствии стали известными учеными, действительными членами Императорской академии наук. К экспедиции также присоединились естествоиспытатель и путешественник, участник кругосветного плавания на бриге «Рюрик» И. Эшшольц и известный врач Г. фон Зивальд.
14 июля 1823 г. Александр I посетил судно. Император остался весьма доволен и кораблем, и его экипажем, объявил свое «благоволение» и распорядился выдать нижним чинам по 1 рублю серебром.
В назначенный день шлюп покинул Кронштадтский рейд. Маршрут плавания был хорошо известен. Сделав небольшие остановки в Копенгагене и Портсмуте, минуя остров Тенерифе, корабль направился прямо в Южную Америку. 2 ноября 1823 г. экспедиция зашла в порт Рио-де-Жанейро. 28 ноября, пополнив запасы воды и продовольствия, судно покинуло берега Бразилии и взяло курс на мыс Горн. Обходя южную часть архипелага Огненная Земля, путешественники попали в шторм, продолжавшийся четверо суток; корабль получил сильную течь, для ремонта была сделана остановка у берегов Чили в заливе Зачатия (Консепсьон). От берегов Чили Коцебу направился к архипелагу Опасных (Низменных) островов, более известному под названием Туамоту, и прошел вдоль островов Румянцева, Рюрика и Аракчеева. Здесь 2 марта 1824 г. в координатах 15º 52' южной широты и 130º 40' западной долготы путешественники увидели остров, осмотрели его и назвали по имени шлюпа «Предприятие». Фрагмент чернового отчета О. Коцебу о плавании у Низменных островов, с правкой И. Крузенштерна, хранится в Российском государственном архиве Военно-Морского флота (РГАВМФ).
Последующий маршрут плавания проходил у острова Отаити (Таити) и островов Навигаторов (Самоа). Здесь Коцебу открыл группу коралловых островов, которым дал имя Беллинсгаузена. К западу от них был открыт небольшой островок, окруженный коралловыми рифами, названный в честь старшего лейтенанта шлюпа Кордюкова. Окончив опись островов Навигаторов, шлюп взял курс к цепи островов Радак и Ралик (Маршалловы острова), но погодные условия не позволили приблизиться к архипелагу. Коцебу принял решение осмотреть эти острова на обратном пути и отправился на Камчатку.
9 июля 1824 г. судно вошло в Петропавловский порт. Закончив выгрузку товаров, предназначенных для Камчатки, шлюп направился к месту своего основного назначения – Ново-Архангельску и был там уже 10 августа 1824 г. Однако до 1 марта 1825 г. охранную службу у побережья Русской Америки выполнял фрегат «Крейсер». Воспользовавшись этим обстоятельством, Коцебу приказал организовать посещение шлюпом Калифорнии и Сандвичевых (Гавайских) островов. 23 февраля 1825 г. судно возвратилось в Ново-Архангельск и в течение летней навигации занималось несением охраной службы. Одновременно было проведено подробное описание береговой линии северо-западного побережья Тихого океана.
В августе 1825 г. Коцебу получил разрешение покинуть свой пост и вернуться в Россию. 11 августа «Предприятие» отправилось в обратный путь и 5 октября подошло к цепи островов Радак. Исследователи обнаружили необитаемую группу коралловых островов, провели ее описание и назвали в честь лейтенанта шлюпа Римского-Корсакова. Затем направились на юго-запад и открыли новую группу островов, названную в честь доктора экспедиции Эшшольца (в 1946 г., атолл был переименован американцами, в настоящее время называется Бикини). 21 января 1826 г. шлюп «Предприятие» пересек экватор, а 25 января между островами Суматра и Ява вышел в Индийский океан. Обогнув мыс Доброй Надежды, 29 марта судно подошло к острову Святой Елены. Здесь же Коцебу получил известие о кончине императора Александра I. 7 апреля шлюп покинул остров, а 10 июля 1826 г. бросил якорь на Кронштадтском рейде, окончив плавание, продолжавшееся почти три года.
Новый император Николай I проявил свое благоволение, наградив командира корабля О. Коцебу и весь экипаж.
Участник экспедиции астроном Е. Прейс в отчете морскому ведомству перечислил все пункты, где проводились астрономические наблюдения. Минералог Э.К. Гофман в 1828 г. представил в Адмиралтейств-коллегию сочинение «Геогностические наблюдения», которое в следующем году было опубликовано в Берлине.
Возвратившись из плавания, О.Е. Коцебу сдал в Адмиралтейств-коллегию отчет о плавании и карты, составленные в ходе экспедиции. В 1828 г. в Санкт-Петербурге он опубликовал «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Предприятие” в 1823–1826 гг.». В 1830 г. книга была издана в Германии на немецком языке. В России полное собрание очерков о посещении Коцебу Русской Америки и архипелагов Океании с подробным географическим комментарием было издано только в 1959 г.
Плавание шлюпа «Предприятие» подробно описано в вахтенном журнале и в дневнике мичмана Л. Гейдена, которые хранятся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
Текст: Спиридонова Л.И., Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
Заглавное изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: