26 июля (7 августа) 1803 года началось первое кругосветное плавание кораблей российского флота.
План кругосветного плавания был предложен еще в 1732 г. вице-адмиралом Н.Ф. Головниным во время подготовки Второй Камчатской экспедиции, однако реализовать его не удалось. В 1785 г. к кругосветному плаванию подготовили отряд в составе четырех кораблей под руководством капитана бригадирского ранга Г.И. Муловского. Но война со Швецией (1788–1790) и гибель Муловского в Эландском сражении помешали осуществить этот замысел.
В конце XVIII в. российское правительство располагало несколькими проектами кругосветных плаваний. Самым удачным и перспективным из них предложил Иван Федорович. Крузенштерн – один из лучших морских офицеров русского флота того времени. В 1799 г. он подал записку на рассмотрение президента Коммерц-коллегии П.А. Соймонова. Однако тогда этот план поддержки не получил, и Крузенштерн вернулся к нему позже, в 1800–1801 гг.
Иван Федорович предлагал строить корабли для Российско-Американской компании на Балтике, грузить их всем необходимым и отправлять к берегам Северной Америки вокруг мыса Горн. Разгрузившись и приняв на борт пушнину, суда должны были идти в Кантон (Китай) для ее продажи, а оттуда, обогнув южную оконечность Африки – в Россию. По мнению Крузенштерна, такое плавание принесло бы не только серьезную прибыль, но и избавило Россию от необходимости платить иностранцам за колониальные, китайские и ост-индские товары.
Проектом Крузенштерна заинтересовался глава Российско-Американской компании Н.П. Резанов. Он понимал, что такое плавание может не только решить проблему снабжения факторий в Русской Америке, но и поднимет авторитет и популярность компании в России и за рубежом. Резанов стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, а также возглавил дипломатическую миссию в Японию, целью которой было установление торговых и дипломатических связей с этой страной.
Под командованием молодых, но опытных моряков капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в плавание отправились офицеры российского флота, русские матросы-добровольцы, а также ученые-естествоиспытатели: в ходе путешествия надлежало производить различные исследования по нехоженым маршрутам.
26 июля (7 августа) 1803 г. небольшие универсальные боевые трехмачтовые корабли – шлюпы «Надежда» (под командованием И.Ф. Крузенштерна) и «Нева» (под командованием Ю.Ф. Лисянского) вышли из Кронштадта. Сделав остановки в Копенгагене, Фалмуте и на Канарских островах, корабли пересекли Атлантический океан и достигли берегов Бразилии. В районе Огненной Земли суда попали в жестокий шторм. Погода резко ухудшилась. Холодный юго-восточный ветер свирепо рвал снасти. Тяжелые океанские волны крушили надстройки, норовя развалить корабли на части. Лютый холод пронизывал до костей, а штормовой ветер валил людей с ног. Моряки, промокшие до нитки, работали, не покладая рук. Лишь отличная профессиональная подготовка помогла успешно справиться с этим жестоким испытанием.
Обогнув мыс Горн, шлюпы в густом тумане потеряли друг друга. «Нева» после захода на остров Пасхи прибыла к Маркизским островам, где корабли встретились. От Сандвичевых (Гавайских) островов «Надежда» направилась в Петропавловский Порт (Петропавловск-Камчатский), куда прибыла в марте 1804 г., а «Нева» – к берегам Русской Америки.
Пробыв в Петропавловском порту до конца лета 1804 г., «Надежда» с посольством Н.П. Резанова на борту отправилась в Японию и в сентябре прибыла в Нагасаки. Здесь она простояла более шести месяцев в ожидании окончания переговоров с японским правительством, которые не принесли успеха: японцы не разрешили русским судам посещать свои порты. Из Нагасаки «Надежда» отправилась сначала в Японское море, а далее – в Охотское, и в августе 1805 г. вернулась в Петропавловский порт.
Во время плавания моряки произвели опись побережья Японских островов, нанесли на карту юго-восточное побережье Сахалина и, обогнув его с севера, решили, что это полуостров, повторив ошибку французского мореплавателя Лаперуза. В сентябре 1805 г. «Надежда» вновь вышла в море, взяв курс на Кантон, где была назначена встреча с «Невой».
«Нева» в июле 1804 г. прибыла к острову Кадьяк. Здесь моряки вместе с местными поселенцами отбили разбойничий набег индейцев тлинкитов, которых, в свою очередь, активно поддерживали американские матросы. Проникновение русских на Аляску мешало укреплению влияния Соединенных Штатов Северной Америки в регионе. Американцы, стремясь вытеснить россиян из северо-западной части Тихого океана и из Русской Америки, нередко снабжали местные индейские племена оружием, натравливали их на русские поселения.
После зимовки участники экспедиции произвели описание группы островов Кадьяк и залива Ситха. В августе 1805 г. «Нева», приняв груз пушнины, взяла курс на Кантон. По пути были открыты остров, названный в честь Лисянского, и два рифа, получившие имена в честь «Невы» и Крузенштерна. В ноябре шлюпы благополучно встретились на рейде Макао.
В обратный путь через Индийский океан корабли отправились из Кантона в феврале 1806 г., потеряв друг друга в тумане у мыса Доброй Надежды. Не тратя времени на поиски Крузенштерна, Лисянский на «Неве» за 142 дня совершил рекордный для того времени переход Кантон – Портсмут, впервые в истории мореплавания пройдя от южной оконечности африканского континента до Англии без захода в порты, после чего 22 июля 1806 г. прибыл в Кронштадт. 7 августа туда же прибыла «Надежда». Так спустя три года завершилось первое кругосветное плавание русских кораблей.
В течение всего плавания на шлюпах велась интенсивная научная работа. В 1815 г. И.Ф. Крузенштерн, обобщив результаты экспедиции, составил «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими записками в трех частях. Этот труд надолго стал главным руководством при плавании в Тихом океане. Его деятельность была оценена на высочайшем уровне: в Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранится письмо императрицы Марии Федоровны Крузенштерну с выражением благодарности и признательности за его работу.
Книги Крузенштерна и Лисянского о плавании вокруг света были изданы на многих языках. Именем Крузенштерна названы два атолла и риф в Тихом океане, мысы в Северном Ледовитом океане и в Чукотском море, остров в Беринговом проливе и пролив между островами Курильской гряды. Именем Лисянского – остров в Тихом океане и полуостров в Охотском море.
Первое кругосветное плавание русских моряков открыло новую эпоху в отечественной истории. Дальние походы стали обычным явлением в жизни Российского флота. Сделанные нашими соотечественниками открытия значительно обогатили мировую науку.
Текст: С.В. Чернявский, к.и.н., Российский государственный исторический архив (РГИА).
Заглавное изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: