Ежегодно 25 июня отмечается День моряка или, по-другому, День мореплавателя (Day of the Seafarer).
Решение о праздновании было принято в 2010 году. Государства-члены Международной морской организации, ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO), входящие в ООН, подписали на конференции в Маниле (Филиппины) резолюцию №19, послужившую основанием учреждения этой международной даты.
В резолюции подчеркивалось, что специальный день для людей всех морских профессий необходим, потому что вклад моряков в дело международной торговли, мировой экономики и в развитие гражданского общества в целом неоценим. Эти слова были адресованы к 1,5 миллионам профессионалов, связавших свою жизнь с водной стихией.
Праздник посвящен именно морякам торгового флота, которые, в отличие от военных моряков, своего праздника до сих пор не имели — дни работников морского и речного флота отмечались в основном людьми, не имеющими непосредственного отношения к работе в море. Статистика сообщает, что моряками торгового флота осуществляется 80% всей мировой торговой деятельности.
Праздник проходит под эгидой ИМО и каждый год посвящен определенной теме. Сама же Международная морская организация — это специализированное учреждение ООН, отвечающее за вопросы безопасности судоходства и предотвращения загрязнения морской среды судами. ИМО была образована 6 марта 1948 года в Женеве, по состоянию на 2018 год, в ней состоят 173 государства-члена и 3 ассоциированных члена.
История оставила немало славных страниц подвигов моряков, о них пишутся многочисленные романы, повести, создаются кино- и мультфильмы. Даже открытие памятника одному из известных моряков-мультгероев стало большим событием в Америке.
Но, как и любой профессиональный праздник, День моряка — это не только повод поздравить «морских волков». Это, прежде всего, повод заявить о насущных проблемах, с которыми сталкиваются современные моряки. Одной из таких проблем на международном уровне является проблема пиратства.
Пиратство возникло практически одновременно с началом судоходства, и пиратские действия были направлены на захват судов всех категорий. Если раньше традиционными районами нападения пиратов считались воды Юго-Восточной Азии, побережья Африки и Латинской Америки, то в настоящее время особенно остро стоит проблема пиратства в водах, примыкающих к африканскому государству Сомали.
Еще в 1926 году Комитет экспертов Лиги Наций сделал вывод о том, что вопрос пиратства важен и «должен фигурировать в числе вопросов международного права, разрешение которых посредством международного соглашения представляется в высшей степени назревшим и необходимым». И сегодня борьба с этим злом ведется всеми государствами на всех морях и океанах.
Источник: calend.ru.