Строительство трубопроводов, прокладка электросетей, добыча полезных ископаемых — эти стратегически важные работы чаще всего связаны с труднодоступными и даже опасными местами — карьерами, горными склонами, бездорожьем. И в такие места необходимо обеспечить безопасную и комфортную доставку рабочих бригад. Разработкой и изготовлением именно такой спецтехники уже не одно десятилетие занимаются специалисты Мытищинского приборостроительного завода. В частности, Вахтовые автобусы Изотерм (http://www.mpz.ru/catalogue.php?cat=9&id=94) успешно трудятся в разных уголках России.
Сотрудничество с компанией АК «Алроса», которая занимается разработкой месторождений Якутии*, добывает 99% алмазов в Российской Федерации и более четверти в мире, привело к созданию очередной модификации Вахтового автобуса. Специфика работы такова, что машинам приходится преодолевать до 10 км пути по спиралевидной дороге, со дна карьера до поверхности, под угрозой мелких оползней и камнепадов. Это безопасно для жизни, но доставляет огромный дискомфорт людям, находящимся в салоне Вахтового автобуса — около часа находиться под шумовой «бомбардировкой» — это испытание на прочность даже самой крепкой нервной системы! В связи с этим было найдено конструкторское решение и серийная модель была оснащена особой защитой крыши от камнепада. Так же окна автобуса дополнительно защищены металлическими сетками. Конструкция выхлопной трубы исключает возможность попадания выхлопных газов в салон. Первые три модифицированных Вахтовых автобуса производства ООО «МПЗ» уже отправились к самым большим дырам в Земле!
* В середине 50-х годов были открыты богатейшие коренные месторождения алмазов в Якутии, где было на сегодняшний день обнаружено около 1500 кимберлитовых трубок. Карьер алмазоносной трубки «Мир» имеет глубину 525 м и диаметр 1,2 км, является одним из крупнейших в мире: по высоте в него могла бы войти Останкинская телебашня. Не менее грандиозные по масштабам карьеры «Удачная». «Интернациональная», «Айхал» и «Юбилейная».
Самые большие дыры в Земле — кимберлитовые трубки, алмазодобывающие карьеры. Алмазы образовались более 300 млн. лет назад. Кимберлитовая магма сформировалась на глубине 20-25 км. Магма постепенно поднималась по разломам в земной коре, и когда верхние слои уже не могли сдерживать давление горных пород, происходил взрыв. Первую такую трубку обнаружили в ЮАР в г. Кимберли — оттуда и пошло название. Способы извлечения алмазосодержащих пород мало отличаются от методик добычи других видов руд. Освоение кимберлитовых трубок, как правило, начинают с создания карьера. С помощью буровых установок обустраивается скважина, в которую закладывается взрывчатое вещество. Фрагменты породы, полученные в результате подрыва, доставляются на обогатительный комбинат. После достижения глубины карьера более 600 метров добыча таким способом становится нерентабельной. Тем не менее, освоение участка продолжается, поскольку глубина трубок может достигать полутора километров. Поэтому для продолжения работы строятся рудники. Процесс подземной добычи более затратен, однако является единственным способом полностью освоить запасы участка.
ЗАО «Мытищинский Приборостроительный Завод»: Разработка и производство автоспецтехники, инженерных комплексов, передвижных лабораторий, станций и мастерских для нефтегазового комплекса, МЧС, Россетей, ЖКХ и других отраслей, где требуется современное и надежное оборудование для эксплуатации в сложных дорожных и климатических условиях.
Айхал Республики Саха (Якутия) является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.