Ситуация в Украине и вокруг нее сплела в тугой узел не только внутренние, но и геостратегические противоречия ведущих игроков глобальной политики. Кто проигрывает в этой конфликтной ситуации и насколько сильно, а кто выигрывает? С этими вопросами мы обратились к Первому заместителю Председателя Госдумы РФ по промышленности, Первому вице-президенту Союза машиностроителей России Владимиру Гутеневу.
- Владимир Владимирович, что, на Ваш взгляд, представляет собой украинский кризис?
- Очевидно, что украинский кризис, как «слоеный пирог», имеет целый ряд измерений. Прежде всего, это кризис государственности. Не случайно многие аналитики называют Украину «несостоявшимся государством»…
Все попытки за постсоветское время построить независимое и сильное государство на основе пересмотра истории, разжигания русофобии и крайнего национализма, перерастающего в нацизм, разрыва традиционных исторических связей, закончились, как мы видим, политическим и экономическим крахом, привели к нынешней трагедии и поставили страну на грань распада.
В геополитическом измерении украинский кризис во многом инспирировался внешними силами и в полной мере ими сейчас используется в качестве важной составной части процесса глобализации в его западном понимании. Это, собственно, и не скрывается. Об этом неоднократно говорилии писали ведущие западные политики и эксперты.
- Так кто, все-таки, проигрывает, а кто выигрывает в этой большой геополитической игре?
- Отвечу так: проигравших много, а «победитель» – «китайская разведка»…
- Хлесткий тезис, но возникает вопрос – почему именно китайская разведка?
- При всей парадоксальности этого посыла, в нем содержится достаточно простая логика. Давайте ее рассмотрим по порядку. Ведь что происходит? Диалектика украинского кризиса такова, что в нем действительно много проигравших. Больше всех, причем по всем без исключения направлениям, проигрывает сама Украина, просто безумно проигрывает. Считая, что присоединившись к Евросоюзу, она повысит качество своей жизни, Украина в результате может потерять все то, что имеет. Россия, в условиях нагнетания на Западе санкционной истерии, нацеленной на ее политическую и экономическую изоляцию, также, к сожалению, получает существенные издержки. Вместе с тем, они несут в себе и позитивные стороны. Мы видим, как возрождается сельское хозяйство, появляются качественные, не генно-модифицированные продукты. Мы видим, как идут процессы импортозамещения, пусть не всегда гладко, но, тем не менее, идут. Мы видим, как происходит выравнивание существующего дисбаланса торгово-экономических отношений с Западом в ущерб Востоку. Ведь до последнего времени с Западной Европой торговый оборот составлял – 450 млрд. долларов, а с Китаем всего – 100 млрд. долларов. Всему этому можно только радоваться.
Вне всякого сомнения, значительные потери несет Европа. Она считает, что получает некие преференции в виде дополнительного украинского рынка. Но, во-первых, это разрушенный рынок. Во-вторых, ожидания жителей Украины от сотрудничества с Европой совсем не соответствуют европейским представлениям. В-третьих, Европа приобретает рассадник крайних националистических, едва ли не фашистских идей. И, наконец, ухудшение отношений с Россией ставит под вопрос не только уровень наших экономических взаимоотношений, но и возможные изменения в энергобалансе. А это неизбежно снижает конкурентоспособность европейской экономики.
-Но ведь для США очаг напряженности непосредственно у российских границ, похоже, выгоден с точки зрения глобального доминирования.
- В тактическом плане, конечно, да, но в стратегическом выгоды Америки тоже весьма эфемерны. Да, в определенной степени она ослабляет конкуренцию со стороны Евросоюза и России. Да, она усиливает свое военно-политическое влияние на территории Восточной Европы, давление на Россию и возрождение НАТО. Но самое главное в стратегической победе США над ЕС – это предполагаемый успех в гонке экономики знаний (в значительной степени определяющий переход на 6-ой технологический уклад). Снятие барьеров между северо-американским рынком и рынком ЕС в условиях падения конкурентоспособности европейских товаров, вызванных замещением российских энергоресурсов более дорогими, приведет к значительному исходу интеллектуальной элиты из ЕС в США. Но укрепившись экономически за счет своих сателлитов, Америка окончательно утратит доверие Старого Света.
В рамках большой политической игры, борясь за глобальное доминирование, США в качестве единственного своего геополитического противника видит Китай. В этой связи идет наращивание американского присутствия в Юго-Восточной Азии, активное противодействие китайскому влиянию на африканском направлении, пересмотр многих договоренностей, которые задевают Китай. Ведь Китай активно инвестировал в Африку, отстраивал свой военно-морской флот таким образом, чтобы обеспечить гарантированные поставки энергоресурсов с Ближнего Востока. Поэтому обеспечение энергонезависимости Китая и его уязвимость с этой точки зрения – это один из основных факторов американо-китайского геополитического противостояния.
С этой точки зрения, желая ограничить динамичное развитие Китая как основного своего политического и экономического соперника, Америка получает прямо противоположный результат. Борясь за возможность воздействовать на рынок энергоресурсов Китая, американцы, проводя антироссийскую политику, напротив, достигают противоположного. Россия и Китай пошли на довольно сложный технический затратный проект «Сила Сибири», который нивелирует все попытки влиять на энергорынок Китая со стороны США. Кроме того, существенный переток российских закупок из Европы в Азию, несомненно, поможет Китаю диверсифицировать собственные рынки, которые в значительной степени были завязаны на западные страны.
Так что, благодаря своей, мягко говоря, неразумной политике, США, получая некоторые выгоды, которые носят скорее тактический характер, в то же время проигрывает Китаю в стратегическом плане. Пока Америка увязла в ситуации с украинским, иракским, иранскими, ливанскими, сирийскими, афганскими, египетскими и другими кризисам и ее внимание отвлечено, Китай эффективно пользуется шансом стать мировым лидером. Дальнейшее давление на Россию может привести и к ее прямому военно-политическому союзу с Китаем, или к постоянной угрозе возникновения такового, что станет для Запада настоящим кошмаром…Вот почему стратегическим победителем в этой ситуации является Китай. А китайскую разведку я упомянул, имея в виду ее роль в нарастающей способности Поднебесной верно улавливать стратегические и тактические изменения в мировом порядке и прагматично использовать их в своих интересах.