Проанализировав сложившуюся ситуацию на мировом автомобильном рынке за 2012 г -13 г., специалисты ЮИКЦ прогнозируют изменение структуры производства по основным странам (Германии, Японии, Южной Кореи, Франции, Чехии). Продолжающийся долговой кризис в еврозоне привел к общей стагнации экономики региона и снижению объемов продаж новых легковых автомобилей.
Российский автомобильный рынок в последние годы динамично развивается и этим привлекателен для игроков мирового авторынка. Это связано с низким уровнем обеспеченности автомобилями, солидным возрастом автопарка, ростом уровня благосостояния населения. Таким образом, авторынок России тесно связан с мировым рынком и сильно зависит от его колебаний.
Мировое автомобилестроение одной из первых отраслей пострадало от кризиса. Резкий скачок производства произошел в 2010 г. и сразу же отрасль вышла на докризисный уровень по объемам производства легковых автомобилей – 58,34 млн. ед., или +9,6% к уровню 2007 г. Производство коммерческих автомобилей восстановилось лишь в 2011 г., составив 20,15 млн. ед, прирост к докризисному 2007 г. составил 0,4%.
В целом по итогам 2012 г. было произведено 63,07 млн. легковых автомобилей и 21,03 млн.ед. коммерческого транспорта. Суммарный прирост объемов производства транспорта за шесть лет составил 14,8%.
Итоги первого полугодия 2013 г. подтверждают сложившийся положительный тренд в производстве автомобилей, при этом наблюдается ежегодное снижение темпов прироста производства.
Страны-лидеры по объемам производства автомобилей не меняются на протяжении длительного времени. Так, по итогам 2012 г. лидирует Китай, где было произведено 19,27 млн. ед. автомобильной техники. Вторую позицию занимают США – 10,32 млн. ед., третью – Япония – 9,94 млн. ед. Две последних страны имеют высокие темпы прироста объемов производства +19,% и 18,4% соответственно. В пятерке лидеров также Германия и Южная Корея.
Среди всех стран высокими темпами прироста объемов производства автомобилей отличаются Колумбия (+152,2%), Марокко (82,8%), Тайланд (+70,3%), Словакия (+40,7%).
Россия по объемам производства всех автомобилей по итогам 2012 г. находится на 11 месте с объемом 2,23 млн. ед. техники. Прирост к 2011 г. составил 12,1%. В первом полугодии 2013 г. наша страна снизила объемы производства до 1,04 млн.ед., т.е. на 3,5% по отношению к аналогичному периоду 2012 г., тем самым ухудшив свою позицию на 1 п. Снижение вызвано ухудшением положения дел у крупнейшего отечественного производителя АвтоВАЗа.
По производству автомобилей на душу населения (включая грузовые автомобили и автобусы) Россия по итогам 2012 года заняла 23-е место в рейтинге с показателем 15,6 автомобиля на 1 тыс. жителей. Год назад она занимала 27-ю строчку, выпуская примерно 14 автомобилей на 1 тыс. человек. Вероятно, в будущем году при сохранении текущей конъюнктуры ей удастся обойти ближайших соседей по рейтингу Румынию, Бразилию и Польшу.
Лидирует в рейтинге Словакия с производством на уровне 164 автомобиля на 1 тыс. жителей. Годом ранее это государство, где находятся крупные заводы Volkswagen и Kia, также являлось крупнейшим мировым производителем легковых автомобилей в расчете на 1 тыс. населения. На втором месте расположилась еще одна страна, в которую активно инвестировал немецкий автопром, — Чехия, где в прошедшем году было выпущено 111,6 автомобиля на одну тысячу населения. Замыкает первую тройку Южная Корея с показателем 93,8 автомобиля. В пятерку лидеров входят также Япония и ориентированная на американские концерны Канада.
Стабильный рост производства автомобилей вызван растущим спросом на них. Объемы реализации автомобилей за шесть лет выросли аналогично объемам производства на 14,8%. Рост объемов продаж происходил в основном за счет стран Центральной и Южной Америки (+42%), Азии, Океании и Ближнего Востока (+64%).
В отличие от указанных выше регионов, зона ЕС характеризуется спадом объемов продаж, за исключением Австрии и Швейцарии. За период с 2007 по 2012 гг. спад в среднем по странам составил 29%. По итогам первого полугодия 2013 г. – 7,2%. Таким образом, можно сделать вывод о снижении влияния стран ЕС на конъюнктуру мирового рынка.
Достаточно примечателен показатель разницы между объемом производства автомобилей и объемом продаж новых автомобилей в той или иной стране. В определенной степени он свидетельствует об ограниченности возможностей собственного автопрома удовлетворить потребности населения страны. По итогам 2012 г. лидером по этому показателю стали США с отрицательной разницей между производством и покупками новых автомобилей в 4,5 млн. машин. Второе место заняла Россия с «дефицитом» в 910 тыс. машин, на третьем находится Австралия с 902 тыс. автомобилей. По легковым автомобилям картина схожа — лидируют по отрицательному сальдо США, однако Россия находится на третьем месте, а второе место занимает Италия.
Самыми «избыточными» странами в плане производства автомобилей, в том числе и легковых, стали мировые лидеры автопрома Япония, Южная Корея и Германия. То есть они являются странами, продающими наибольшее количество машин за пределами своего собственного рынка.
В 2012 году мировой автомобильный рынок демонстрировал умеренные темпы роста. Ключевыми факторами роста стали увеличение объемов продаж в развивающихся странах, прежде всего в Китае и Индии, повышение спроса в США, а также восстановление объемов производства в Японии после землетрясения и цунами в Тихом океане.
Продолжающийся долговой кризис в еврозоне привел к общей стагнации экономики региона и снижению объемов продаж новых легковых автомобилей.
По итогам 2013 г. прогнозируется изменение структуры производства по основным странам (дальнейшее снижение доли Германии, Японии, Южной Кореи, Франции, Чехии); снижение темпов прироста объемов производства в Китае, США; в развитых странах, за исключением США, прогнозируются нулевые или отрицательные темпы роста продаж новых автомобилей.